/tr>

Режим работы: с понедельника по субботу.

+38(044)353-2259
+38(067)500-2969
st.benito(at)gmail.com

Бровары
ул. Киевская, 221
st.benito(at)gmail.com
+38(044)223-27-98
+38(067)407-13-55
ГлавнаяО компанииПредставительстваКаталогиЗаказ фасадов онлайнБровары - цех, магазинКиев - салон-магазин
Студия Benito Статьи Парад технологий витража

Парад технологий витража

Самые древние из известных нам стекол делали в Египте, они были непрозрачными, жёлтого и синего цвета. С V века в христианских базиликах использовали для окон тонкие каменные пластины селенита и алебастра. В России подобием витража были окошки из слюды, они украшали лишь боярские терема и царские палаты.

Средневековое стекло в витражах имело много пузырьков, было неоднородно по цвету. Эти изъяны исправлялись под лучами солнца, когда стеклышки затеивали, как в волшебном фонаре, неожиданную игру оттенков. Позже Тиффани добивался неоднородности стекол, ранее у стекольщиков задача стояла обратная.

На Востоке в Средние века витражи тоже делали, но соединяли цветные стекла не паяными ободками из металла, а строительным раствором.

Эпоха Возрождения с её живым интересом к человеку добавила к искусству витража реалистичную живопись на стекле.
Несмотря на популярность классических паяных витражей, к концу 17 века технологии их изготовления в Европе были почти утеряны. Дело, как обычно, спасли энтузиасты. Одним из них был Хорес Волпоул, коллекционер средневековых витражей Англии и Европы. В 40-е годы 16 века он нанял одного из последних мастеров, знавших секреты витража, Вильяма Приса. В 19-м веке Англию, с характерным для нее уважением к старине и традициям, охватило движение Готического Возрождения. Это опять вызвало волну интереса к витражам. Спасительной соломинкой для искусства витража и стекловаров того времени стал адвокат Чарльз Винстон. Он написал книгу по витражам, упомянув рецепты уже знакомого нам монаха Теофилуса и приложив рисунки средневековых витражей. А чтобы возродить рецепты, в 1849-м Винстон послал осколки стёкол химикам для анализа. В результате стекольное производство витражей опять наладилось и получило мощный толчок. Эстафету подхватил архитектор Пуджин, который был специалистом по проектировке окон. В своих проектах он использовал идеи витражной живописи. А они, в свою очередь, были подхвачены архитекторами Америки. И уже к концу 1860-х крупные стекольные производители поставляли витражи для американских храмов и усадеб. В Германии интерес к витражам обозначился к концу 19 столетия. Этот период немцы называют «грюндерцайт». С усовершенствованием печатного дела, совпавшего с эпохой Ар-нуво, художественное стекло стало писком моды. Преддверием этого бума стали публикации средневековых образцов эскизов витражей, хранившихся в университетских библиотеках старого мира. До этого эскизы делали на картонах.

Луис Комфорт Тиффани дал второе дыхание технике мозаичных композиций из стекла. Стиль Ар-нуво сложно представить без витражей Тиффани. Если до него в наборном витраже использовали свинцовый каркас, то с его легкой руки стёкла, обёрнутые медной фольгой, стали стыковать-припаивать оловом. Кроме того, Тиффани изобрёл и стал использовать молочное силикатное стекло, которое он представил на всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Некто Энгельбрехт молочное стекло презентовал в Европе, и витражные мастерские дружно заработали по технологии Тиффани, используя более мелкие витражные детали.

Икона-витраж

На территории Украины в XIX – начале XX в народе была популярна живопись по стеклу, чем-то напоминающая современный купаж, были распространены иконы на стекле. Для города же наступил период модерна. Под влиянием моды большинство витражей Львова заказывали за границей: в Польше, Германии, Австрии, в тамошних витражных мастерских. Тем не менее, были и свои умельцы. Подо Львовом в г.Жовква интересен сецессийный (стиль от имени венского кружка "Сецессион") витраж «Архангел Гавриил», предположительно Ю.Буцманюка, в монастырской церкви Св.Троицы. Архангел создан в 1911–1913 гг. с элементами национальной украинской одежды. Во Львове на ул. Герцена, 6, примерно в это же время построили дом с редким пейзажным фасадным витражом, скорее всего, работы местного мастера, высотой в четыре этажа. Этот модерновый витраж изображает стихии с обитателями: воду, лес, горы, облака в небе. Всего во Львове несколько десятков бывших присутственных мест, банков, учебных учреждений с витражными композициями того времени.

Витраж широко использовали в эпоху модерна и арт-деко, поэтому и сегодня витражи в интерьере часто являются цитатами этих направлений в искусстве.